История школы
       МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 4

                с углубленным изучением отдельных предметов

История школы

Средняя школа №4 - одно из старейших учебных заведений нашего города -

построена была на средства братьев Хлудовых для детей рабочих текстильной фабрики. Сначала была начальной школой, затем семилетней. Располагалась на берегу Гуслицы, в здании, где сейчас размещается Георгиевская гимназия.

В советское время, в1927 году, школе было присвоено звание “10-летия Октября”

  В  начале 40-х годов она стала семилетней мужской школой.

 

В 30 – 50 годы в школе работали следующие учителя: Казакова Елена Федоровна, Мельникова Мария Константиновна – учитель начальных классов, Привалова Надежда Константиновна – учитель математики, Смирнова Анна Афанасьевна - директор школы, учитель математики, Ветошкина Надежда Петровна – учитель географии, Шишлова Евгения Семеновна – учитель русского языка и литературы, Карцов Борис Прокофьевич – учитель географии.

 

Члены драмкружка школы №4.

В темном платье Ветошкина Н.П.

Встреча пионеров школы с выпускником -Степановым Александром - курсантом Московского артиллерийского училища. 195* год

Классы были большие, работали кружки:  авиамодельный, зоологический, выразительного чтения. Во время войны ребята ходили в колхоз, помогали убирать урожай. Одним из выпускников школы был Пётр Иванович Давыдов - защитник Брестской крепости.

 

 

  Второе рождение школы связанно с 1 сентября 1969 года. В этот день состоялось торжественное открытие новой школы в недавно отстроенном 1-ом микрорайоне города.

Тогда, 40 лет назад, она распахнула свои двери перед 1785 учащимися.

Остались в школьной летописи имена тех первоклассников, которые участвовали в церемонии открытия школы: Дубровина Ольга перерезала алую ленту, а Золотков Сергей символическим ключом открыл двери новой школы.

Количество классов - 47.

Наполняемость классов – 40-45 учащихся.

Учащиеся занимаются в две смены.

 

1993 год - школа №4 преобразована в школу-гимназию №4.

1997 год - школа получает статус СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  с углубленным изучением отдельных предметов.

 Школа 1969 год

Первым директором школы стал Дмитрий Федорович Бобков – ветеран Великой Отечественной войны, преподаватель истории, мягкий, тактичный, по-настоящему интеллигентный человек.

Александра Ефимовна Сухова и Александра Дмитриевна Щеголева – его заместители по учебно-воспитательной работе, энергичные, хорошо знающие свое дело и преданные  школе люди. Отдавая все силы работе с учащимися и учителями, они смогли создать в школе сплоченный коллектив педагогов-единомышленников, наладить ученическое самоуправление.

Список первых учителей школы:  
Бобков А.Ф. – директор школы, учитель истории.

Богомолова М.И. – учитель русского языка и литературы.

Шмелькова А.В. – учитель русского языка и литературы.

Лесовская А.А. – учитель математики.

Сухова А.Е. – завуч, учитель математики.

Щеголева А.Д. – завуч, учитель истории.

Сумина Ф.И. – учитель истории.

Лазарева Н.В. – учитель географии.

Храмцова А.Ф. – учитель биологии.

Райкова П.Ф. – учитель географии.

Нагуманова А.Ю. – трудовое обучение.

Прошин М.Ф. – учитель физики.

 Змеева А.Д. – учитель химии.

Селивалов Ю.А. – учитель рисования.

Соловьева Г.М. – учитель иностранного языка.

Тареев В.А. – учитель труда.

Сычев В.А. – учитель военной подготовки.

Овсянникова Г.П. – учитель начальных классов.

 

Феофанова А.А. – учитель начальных классов.

Алленова З.Н. – учитель начальных классов.

Николаева В.А. – учитель начальных классов.

Шорина М.И. – учитель начальных классов.

Бочкова Л.А. – учитель начальных классов.

Бодрова К.Г. – учитель географии.

Кувшинова З.М. – учитель начальных классов.

Назарова Т.М. – учитель начальных классов.

Герасимова Т.П. – учитель математики.

Широкова З.С. – учитель математики.

Глуховская К.А. – учитель русского языка и литературы.

Петрова М.О. – учитель начальных классов.

Савина А.И. – учитель физкультуры.

Грименчук А.П. -  учитель начальных классов.

Катаева Е.Г. – учитель начальных классов.

Емельянова Г.С. – учитель начальных классов.

Среди учителей школы были участники Великой Отечественной войны. 

 

  Перед коллективом учителей стояла нелегкая задача – сплотить, увлечь, обучить  и воспитать детей, ставших учениками новой школы.

 

Кто стоял у истоков этой гигантской работы?

 

  Хочется вспомнить имена тех, кто впервые вошел в переполненные классы и начал вместе с учениками трудный путь к успеху. Многие из них ушли из жизни, оставив о себе добрую память, не только прекрасными педагогами, но и людьми замечательных человеческих качеств. Такими были пришедшие в 4-ю школу из педагогического училища учителя начальных классов базовой школы: Александра Александровна Феофанова, Мария Гавриловна Петрова, Маргарита Ивановна Шорина. Они могли расширить пределы изучаемого, учили детей быть в курсе событий, происходящих в стране и в мире, раскрыть в доступной форме любое отвлеченное понятие, учили их думать, понимать окружающих. Много лет работала в школе Фаина Ивановна Сумина, - замечательный педагог, пришедший в школу по призванию, отказавшийся от успешно начавшейся карьеры партийного работника. Безукоризненное знание  предмета и прекрасное владение словом, душевность, скромность неизменно вызывали к ней уважение коллег и учащихся. Добрую память оставили о себе и учителя истории Любовь Васильевна Куприянова и Лидия Петровна Симакова, очень разные, но одинаково преданные работе люди.

 

  Работа осложнялась тем, что наполняемость классов составляла от 40 до 45 человек, поэтому в каждом кабинете должно было быть не менее 20-23 ученических  парт.

  Учились в две смены, ведь в каждой параллели было не менее 6 классов.

  Учебных помещений не хватало, и часть занятий проводилась в здании строительного института на улице Антипова.

  При такой «перенаселенности» школы не так просто было в перемену перейти с этажа на этаж – приходилось регулировать перемещение потоков учащихся, особенно на лестничных клетках.

 

  Вскоре школа зажила своей упорядоченной, насыщенной полезными делами жизнью.

Надо было озеленять не только обширный пришкольный участок. Но и прилегающие к нему территории первого микрорайона. Активное участие в этом принимали все учащиеся. Руководили операцией «Зеленый друг» (так тогда она называлась) учителя биологии Храмцова Антонина Федоровна,  Райкова Полина Федоровна, Дорожкина Светлана Викторовна и организатор внеклассной и внешкольной работы Николаева  Татьяна Ивановна. В заметке «Знамя труда» от 18.05.1973 год сообщается об участии более 600 учащихся нашей школы в посадке трехсотпятидесяти деревьев в первом микрорайоне. Именно в эти годы на территории школы были высажены украшающие ее теперь деревья, среди них - немало яблонь. Появились ровные ряды кустов, обрамляющие аллеи. А первый микрорайон теперь один из самых  зеленых, среди шести микрорайонов города.

 

  В школе всегда проводилась большая работа по военно-патриотическому воспитанию, по подготовке юношей к службе в рядах Советской Армии.

  Большой вклад в это внесли преподаватели начальной военной подготовки Сычев Владимир Афанасьевич, Задворнов Алексей Александрович, ветераны Великой Отечественной войны. Их усилиями был оборудован кабинет НВП (начальной военной подготовки), где было предусмотрено все для приобретения юношами и девушками умений и навыков, необходимых будущим защитникам Родины. Нередко занятия проводились в тире, где старшеклассников обучали стрельбе из боевого оружия.

  Частыми гостями в школе всегда были Ветераны Великой Отечественной войны. Встречи с ними проходили в школе и в кинотеатре «Комета». Особенно интересными были встречи с Героем Советского Союза, нашим земляком – Иваном Сергеевичем Гальцевым, которого связывала с нашей школой давняя крепкая дружба.

  Традиционными были и такие мероприятия, как игра «Зарница», в программу которой входили и смотр на лучшее исполнение военной песни, стихотворения, и смотр строевой подготовки, соревнования санпостов, конкурс на лучший боевой листок. Завершалось все это самой игрой, в которой принимали участие до 450 учащихся, весь педагогический коллектив и комсомольцы шефствующего над школой предприятия – механического завода. Команды – победители, как правило, отмечались Почетными грамотами и награждались поездкой в Москву.

 

  Участвовали школьники тех лет и еще в одном полезном деле – сборе макулатуры и металлолома. Каждый ученик школы от первоклассника до ученика выпускного класса обязан был принять участие в этом большом общем деле. Постоянно подводились итоги соревнования, в котором школьники участвовали с интересом и энтузиазмом, проявляя инициативу и смекалку. По количеству собранного вторсырья школа №4 всегда была одной из первых в городе.

 

  Школа никогда не существовала сама по себе, жила одной жизнью со своим городом, районом, страной. Каждую осень, пору уборки урожая, учащиеся выезжали на поля совхозов «Борьба», «Клеменовский», «Егорьевский», « Россия» убирать картофель, свеклу, морковь, капусту. Как и всякая работа на земле, она требовала терпения, старания и физических сил. Но ребята вполне справлялись с нею. И каждый раз руководство совхозов высоко оценивало их помощь, выражая благодарность за добросовестный труд. Но помощь сельскому хозяйству района на этом не закачивалась. Зимой на заготовку хвои, витаминизированного корма для скота, выезжали в лес старшеклассники школы. Утопая в снегу, топорами вырубали они еловые ветки, сооружая целые горы питательного корма, который трактористы тут же увозили на ферму. Конечно, эти поездки, общая работа сплачивали ребят. Общение в необычных условиях, хотя и в процессе труда, добавляло радость, не обходилось без веселья, шуток, неизбежно происходило что-то интересное, смешное, забавное, что надолго запоминалось.

 

  В 80-ые годы старшеклассники школы оказали немалую помощь городу. Зимой они работали в овощехранилище. Готовя овощи к отправке в городские столовые, в том числе и школьные, в больницы города и района. Работать приходилось в тяжелых условиях, т.к. в хранилище было очень холодно. Но это не пугало ребят, ведь они опять были вместе. А когда рядом друзья - ничего не страшно. Весной опять помогали совхозам: готовили картофель к посадке, перебирали его, отсортировывали в огромных хранилищах совхоза «Борьба» в деревне Демидово.

  Но самая большая, настоящая, самостоятельная работа на земле ждала ребят летом. Каждый год в летние каникулы старшеклассники выезжали в ЛТО – лагеря труда и отдыха. В течение нескольких недель они трудились на полях совхоза « Россия». Жили в здании школы-интерната в д. Поповской, а затем в специально оборудованном помещении в д. Лелечи. Приезд в лагерь всегда был радостным событием, девочки начинали обустраивать комнаты, делая их уютными и красивыми, мальчики «обживали» спортивные площадки, благоустраивали лагерь. На его территории всегда звучала музыка.

  В первой половине дня усердно трудились на полях – в основном это была прополка, работа была не из легких: жарко, земля не всегда рыхлая, а грядки кажутся бесконечными. Зато после обеда можно было заняться любимым делом: поиграть в футбол, волейбол, теннис, искупаться в речке, а вечером почитать, посмотреть фильм или потанцевать. Без сомнения, дни, проведенные в ЛТО, оставили самые отрадные воспоминания у выпускников школы. Там всегда было весело: устраивались праздники, конкурсы, дискотеки, спортивные соревнования и непременно отмечались дни рождения. Уезжать никому не хотелось. Но не за горами был новый учебный год, и снова ждала их первого сентября родная школа.

 

  Приобщались ребята к рабочему ремеслу и в стенах школы. В мастерских под руководством учителей труда Тареева Валентина Алексеевича и Потапова Юрия Федоровича учащиеся 7-8-х классов знакомились с техникой, пробовали самостоятельно вытачивать детали на токарном станке. Часто эти уроки становились для них путевкой в жизнь. Много толковых, хороших ребят поступало тогда в ПТУ, они становились квалифицированными рабочими на предприятиях города. Нередко об их трудовых успехах можно было прочитать в местной газете.

  Девочки на уроках труда приобщались к азам домоводства. Эти уроки в школе вела Антонина Юсуфовна Нагуманова - чуткий, душевный и талантливый человек. На ее уроках всегда царила атмосфера домашнего уюта, взаимопонимания. Эстафету от нее приняла затем ныне работающая, не менее любящая и знающая свое дело, Михалева Нина Николаевна.

 

  Школа жила, трудилась, накапливала опыт и традиции.

 

  Еще одной замечательной страницей ее биографии были литературные праздники, прежде всего это конкурсы чтецов, проводимые в торжественной обстановке в актовом зале школы или празднично оформленной рекреации. Так, например, надолго запомнился поэтический конкурс, посвященный юбилею М.Ю. Лермонтова.

  К 130-летию со дня рождения А.П. Чехова был организован общешкольный праздник. Каждый класс готовил инсценировку рассказа писателя, выбирал костюмированного героя. Потом состоялось большое театрализованное представление: парад чеховских героев, которых надо было узнать. Лучшие инсценировки отбирались жюри конкурса.

  Запомнился и литературный праздник, посвященный юбилею Марка Твена, роль которого сыграл организатор внеклассной работы школы Владимир Морозов, имевший удивительное внешнее сходство с писателем. Самым интересным на празднике был конкурс инсценированных эпизодов любимых произведений Марка Твена.

Надолго запомнился отчетный концерт драмкружка под руководством Е.Н. Акильевой: «Спящая красавица» В.А. Жуковского, «Маленький принц» Антуан д’Сент Экзюпери в постановке учащихся.

  Ежегодно, в первые дни апреля, в школе проводится в 8-9 классах литературный праздник, посвященный дню рождения Н.В. Гоголя, которому предшествуют уроки внеклассного чтения по произведениям писателя. В программе праздника конкурс иллюстраций, викторина по произведениям Н.В. Гоголя и обязательно инсценирование отрывков из «Ревизора», повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Идут годы, меняются исполнители ролей городничего, Хлестакова, а традиция остается.

  Была в школе и еще одна традиция: коллективный просмотр фильмов. Запомнились общешкольные просмотры таких, как «Чучело».

  Кроме того, в малом зале кинотеатра можно было посмотреть любое экранизированное произведение русской классики, достаточно только было сделать заявку. Это было замечательно: увидеть на экране одновременно с изучением в школе произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского

 

Внеклассной и внешкольной работой в 70 – 80 годы руководили организаторы Николаева  Т. И., Стародубова Н. Г., Поляков В.В.

  В то время в каждой школе были созданы пионерские и комсомольские организации. В нашей школе пионерская организация носила имя Александра Островского. Александр Островский – наш земляк, учащийся  мужской гимназии, был зверски замучен и убит черносотенцами в годы первой русской революции в 1905 – 1907 г. в городе Егорьевске. На месте гибели А. Островского и Тупицына стоит памятник, у которых проводили сборы, торжественные линейки, субботники по уборке территории вокруг памятника на улицах героев Тупицына и Островского, названных в память этих революционеров. Пионерскую организацию возглавляли пионервожатые Жанна Загидумена и Марина Бутова. Это были юные, талантливые, инициативные девушки, которые отдавали детям много времени. Запомнились сборы пионерской дружины, проводимые в кинотеатре «Комета». Дружина была так велика (800 человек), что ребята не могли все поместиться в зале, сбор проходил в две смены. В зал торжественно вносили знамя дружины, звучали горны, били дробь барабаны, пионеры отдавали салют знамени. Это выглядело торжественно и красиво. Знаменная группа состояла из лучших учащихся школы, Тематика сборов была разнообразной. На линейках подводились итоги, отмечались и награждались лучшие отряды и отдельные пионеры.

  Самым замечательным и запоминающим моментом было принятие ребят в пионеры. Проходило это празднично и торжественно. Ребята давали клятву на верность партии, народу, стране, заветам Ленина. Под дробь барабанов и музыки им повязывали красные галстуки старшие товарищи. Быть пионером и комсомольцем было почетно. Были и такие, кого не принимали в пионеры, их прием откладывался. Они должны были исправить свое плохие, неудовлетворительные оценки, выполнить какое-либо поручение. Только после решения совета отряда и дружины назначался день приема в пионеры.

  Пионерская жизнь была интересной. Сморы строя и песни, сбор металлолома, макулатуры, материалов об известных людях, проживающих на территории микрорайона. Игры, песни, соревнования, чтение книг и их обсуждение, тимуровская работа. Список дел можно вести бесконечно. Одна из форм работы « Вахта  памяти», «Вахта труда», операции «Поиск», «Ветеран живет рядом». В школе была пионерская комната, где собирался Совет дружины, обсуждался и составлялся план работы. Здесь  всегда было шумно и весело.

  Не менее интересно работала школьная комсомольская организация. В комсомол принимали в 8 классе, в 14 лет. В первую очередь - лучших учеников. Они носили специальные комсомольские значки с изображением В.И.Ленина. Прием в комсомол проходил не в школе, а в горкоме комсомола. Ребята должны были выучить самостоятельно Устав комсомольской организации, историю комсомольского движения. . Комсомольцы должны были сдавать Ленинский зачет. Каждый  составлял свой личный план на год, а 22 апреля, в день рождения В.И. Ленина сдавал зачет, то есть отчитываться по своему плану ( что выполнено, что нет, какие итоги и результаты деятельности он имеет). Итоги подводились комитетом комсомола. Каждому выставлялись оценки. Победители Ленинского зачета получали почетное право на поездку в город-побратим в Болгарии в летний период или в «Артек». По окончании школы учащимся выдавалась характеристика.

  Шумные общешкольные комсомольские собрания проводились в школьной столовой. Комсомольская организация насчитывала 420 человек. Огромная работа проводилась в школе: походы, встречи, соревнования, диспуты, работа в ЛТО, на стройках, в учебных комбинатах, комсомольских субботниках, и т.д.

  Школа принимала участие в праздниках микрорайона. Интересно проходили «День улицы», «День революционных традиций». В «День улицы» отряды пионеров и комсомольцев с песнями, горном и барабаном проходили по улицам Хлебникова, Антипова. Шествие заканчивалось торжественным праздничным выступлением школьников на агитплощадке, в присутствии большого количества жителей микрорайона. Ребятам нравились  эти праздники. Школа № 4 принимала участие в демонстрациях 1 Мая и 7 ноября. Это были нерабочие дни. Весь город от мала до велика собирался на Советской улице. Шествие было красивым нарядным и веселым. Каждый гордился своей школой, заводом, фабрикой, считая себя причастным к большим делам и свершениям родного предприятия или учреждения, а значит - всей страны.

 

 Ветераны педагогического труда

 

  Ловкина Раиса Ивановна - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Работала в школе №4 с момента её основания до сентября 2010 года.

Вежливый, чуткий, интеллигентный, любящий детей и работу человек.

В своей работе она использовала прогрессивные идеи прошлого и настоящего, методы активного обучения, проводила уроки-диспуты, уроки-конференции.

 Уделяла большое внимание серьезному изучению произведений отечественных и зарубежных авторов. 

Раиса Ивановна имеет звание "Отличник народного просвещения", награждена медалью "Ветеран труда" и грамотами, в том числе Министерства просвещения РСФСР и Московского областного отдела народного образования.

2007-2008 уч. год 6 "А" класс

 
  Михалёва Валентина Евтеевна - учитель английского языка высшей квалификационной категории. Работала в школе №4 до 2010 года.  

Творчески и в совершенстве владела Валентина Евтеевна методикой преподаваемого предмета. Применяла в работе различные технологии обучения, осуществляла оптимальный выбор форм и средств обучения. Непременным условием успешного решения обучающих и воспитательных задач учитель считала создание нравственной атмосферы урока, необходимость эмоционального воздействия на учащихся. Все это способствовало самовыражению личности учащегося, его инициативы и познавательной активности. Ее учащиеся имеют глубокие и прочные знания.

 

Награждена медалью "В память 850-летия Москвы".

 

Соловьёв Николай Иванович - учитель английского языка высшей квалификационной категории.

Соловьёва Галина Михайловна - учитель французского языка высшей квалификационной категории.

 

Работая с детьми, учитывая их индивидуальные возможности и способности,  создавая благоприятную атмосферу, способствующую максимальному раскрытию потенциала каждого ученика, Николай Иванович и Галина Михайловна безупречно трудились многие годы до сентября 2010 года. Награждены медалью "Ветеран труда".

 

Лобанова Тамара Борисовна -

Учитель высшей квалификационной категории

 

 

В 1970 году окончила Коломенский педагогический институт и по распределению пришла в школу №4.

Награждена медалью "Ветеран труда" и значком "Отличник народного просвещения". Работала в школе до сентября 2011 года

 

 

Как опытный педагог Тамара Борисовна занималась с учащимися по разноуровневой системе.

 Михалева Нина Николаевна - учитель обслуживающего труда высшей квалификационной категории. В 1973 году пришла работать в школу учителем рисования, черчения и труда. Отчетная выставка - важный этап в её работе. Нина Николаевна убеждена, что красивые изделия, выполненные учащимися - одно из самых действенных средств пропаганды детского художественного творчества. Её учащиеся - призеры многих городских и областных конкурсов. Нина Николаевна работала в школе до 2011 года.

Змиёва Лидия Дмитриевна - учитель химии высшей квалификационной категории.

 

Она формирует у учащихся интерес к изучаемому предмету, добивается прочных, глубоких знаний, учит применять знания, умения и навыки в жизни. На уроках  Лидия Дмитриевна проявляет настойчивость и волевые усилия в комплексном решении задач образования, воспитания и развития, использует личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии обучения, учит детей преодолевать трудности.

Лидия Дмитриевна работает в школе №4 с момента её основания. Награждена медалью "Ветеран труда".

Работала в школе до 2012 года.

Полякова Валентина Васильевна - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.  

 В 2006 году стала победителем Федерального конкурса среди лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Участвует в реализации проводимого школой эксперимента по предпрофильному и профильному обучению, по подготовке к ЕГЭ.

  Ею разработана серия повторительно-обобщающих уроков, включающая групповую и индивидуальную работу, игровые творческие задания.

Работала в школе до 2012 года.

 

  Прицкер Владимир Израилевич - учитель ОБЖ высшей квалификационной категории.

Владимир Израилевич является офицером запаса и имеет большой опыт военной службы, обучения и воспитания личного состава. Он уделяет большое внимание преподаванию основ подготовки к военной службе и обороны государства. Проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию.

  Владимир Израилевич возглавлял секцию ветеранов Егорьевского учебного авиационного центра, входящего в состав Егорьевского отделения Всероссийской организации «Боевое братство»  Команда школы № 4 не раз показывала высшие результаты в данных соревнованиях по стрельбе, завоёвывая призовые места.

 

Работал в школе до 2012 года.

 

 

Правильно и методически грамотно строил свои уроки, использовал инновационные методы преподавания, уделял особое внимание практическим занятиям.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz